Ink писал(а):Даже стартового астероида хватило, чтобы похоронить с четыре десятка дюпов.
Я вот подозреваю, что что-то делаю не так, потому что хороню очень мало. Но, с другой стороны, какой смысл строить колонию, если в ней жить потом нельзя?
Вот и я решился про кислород написать.
Вообще, игра с экологией и замкнутыми системами знакомит лучше, чем всякие фильмы про пост-апокалипсис: астероид — это герметичная камера без буфера (куда отходы можно свалить), т.е. сколько раскопал, столько и есть пространства для всей колонии. Нельзя грязную воду слить куда-то в реку, если рек нет. Выкопал яму (лучше поглубже) — вот и весь буфер. Часто копнуть бывает непросто: пространство ограничено полостями с хлором, например, который не очень полезен для здоровья.
Кислород — это ад перфекциониста. Скажу, что игру брать можно, но только на распродаже, иначе будет жалко не только времени, но и денег. И готовьтесь либо
к весёлому геноциду много хоронить, либо к задротству и геморрою. Игра состоит из механик, по сложности сопоставимых с... чем-нибудь более полезным, так сказать. Электрику и автоматику нормально продумать в реальной жизни стоит столько же труда (если не меньше), чем в игре, а пользы на порядок больше (и приносит её не только когда игра запущена).
Что в игре вообще нужно делать и зачем. Я примерно знаю, что игрок — как бы директор колонии, которая должна была высадиться на далёкой планете и начать её обживать, но что-то пошло не так и колония высадилась не на планете, а на астероиде. А точнее не на, а в. В толщу породы. Дальше лор в игре рассказывается через дневники и через файлы на компьютерах. Где найти компьютеры — спойлер. В файлах есть информация о происхождении дубликантов и почему у них
носа нет есть некоторые физиологические и психологические отличия от обычных людей.
И в таком же файле был тезис типа "энтропия системы стремится к максимуму", который и задал тон всей игре с тех пор. Лучше бы они его не писали, а то как-то сразу стал понятен уровень проблем в игре: продумывать колонию в кислороде нужно досконально, потому что взаимосвязано буквально всё, вплоть до температуры.
Хотя с первого взгляда вариантов погубить колонию не так уж и много: жрать нечего и дышать нечем. Первое само собой, иначе это был бы не симулятор колонии, а без второго не обойтись из-за названия, всё-таки игре его надо оправдывать. Но на самом деле угроз больше. Растениям может быть слишком жарко или холодно, и они перестанут расти. Или им может не хватать света. Что, видели уже в Rim World и жили как-то? Хорошо, как на счёт: вода для полива может быть слишком чистой или слишком грязной (спасибо хоть градаций в игре всего две: чистая и грязная). Хотя это тоже слишком просто. Вот получше пример: O
2 легче CO
2, поэтому он будет подниматься, а CO
2 опускаться, и, если хорошо копнуть вверх, то колония просто окажется закрыта более тяжёлой фракцией и дышать всё равно будет нечем. Из-за выделяемого машинами тепла, они перегреваются и не могут работать. Не только те, которые греются сами, но и те, что стоят рядом. Потом тепло распространяется по всей колонии, потому что больше уйти некуда, и фермы встают (обычно это из-за гейзеров случается, машины меньше греются). Водоросли кончились, и не из чего выделять кислород. Вода кончилась, и не из чего выделять кислород. Вода есть, но в другом месте, и её нужно перекачать, но трубы проложены неудачно и надо переделывать. Трубы проложены, но проводка горит из-за возросшей нагрузки из-за насоса, её тоже нужно переделывать. Вода есть, но водорода слишком много, и из-за атмосферного давления не получается выделять кислород.
Как обычно в других играх жанра, как построишь колонию, так сразу видны косяки. Сразу хочется перестроить и сделать по-нормальному, потому что прям видно, что, где и как было построено неправильно. Первые разы во всяких симуляторах колоний обычно так и проходят: они для того, чтобы познакомиться с процессом и научиться играть. Можно ткнуть пальцем в то, что понастроил, и сказать "сейчас начну заново и сделаю лучше". Но в кислороде происходит нечто другое. После нескольких раз, колонию уже не хочется перестраивать по двум причинам: во-первых, видишь, что всё не то и всё не так. Здесь трубы плохо проложены, потом не подключишь новую сеть, здесь проводка не выдержит новых потребителей, здесь переделывать надо вообще всё. И каждый агрегат, кроме полезного выхлопа, имеет ещё и побочные эффекты, которые нужно обуздать, чтобы они потом жизнь не отравляли (часто в буквальном смысле). Так и получается цепочка машин, из одной выхлоп попадает в другую, из другой в третью, а здесь нужно было ещё четвёртую поставить, но места уже не было, в следующий раз ещё и это надо не забыть сделать. Во-вторых, видишь,
сколько труда нужно, чтобы сделать даже самый маленький замкнутый контур, который поддерживает потребности колонии хотя бы частично, и делает это используя только возобновляемые ресурсы и без скатывания в экологический тупик.
Ink писал(а):Можно перейти на еду, которая "ест" только воду, но если не найти гейзер — и она быстро закончиться.
Вот-вот. Нескончаемые ресурсы в игре есть, но я только видел гейзер воды (ну, пара) и редиски или холодильник на нейтрониуме (и водороде, но его хотя бы можно напрямую из воды получить), чтобы охлаждать. А их нужно ещё найти и правильно использовать. Вроде есть в игре и другие гейзеры и вулканы, которые базовые ресурсы дают (даже металлы и CO
2 зачем-то). На вики они упомянуты, но сам я их не видел: пишут, что они не на каждой карте генерируются.
Ситуация несколько напоминает Surviving Mars, где тоже изначально все ресурсы конечные, и суть игры сводится к тому, чтобы построить мега-сооружение, типа бездонной шахты, где руда не кончается. Какой-то другой цели в SM я не нашёл, история там если и есть (не помню этот момент), то довольно ограниченная. В итоге типа колонию предлагается развивать, пока не надоест. В кислороде, как я понимаю, то же самое, только загадка есть (откуда астероиды эти взялись и т.д.), ну и лора побольше.
Ink писал(а):И в-третьих, они жрут электричества 240W вместо 10W (и это ради монофильтра???). Парочку таких фильтров, и говняная проводка, что ставиться на первых порах, горит и сыпется ко всем чертям.
Правильно, иначе было бы слишком легко играть. Нужно больше
страданий проектирования! Зачем же ещё в игре нужны четыре вида проводки и трансформаторы.
Ink писал(а):в игре ж вид с боку и даже какаято гравитация есть, что-то может обвалится, где-то затопить
Вот ещё один фактор геморроя. Всякую мебель и станки можно ставить только на пол, дубликанты тоже могут ходить только по полу. В итоге в небольшой колонии перепад высот под сотню клеток, вечно на одних этажах один газ, а на других — другой, ограниченные проходы вверх-вниз (не ставить же лестницы через каждые пять метров), да и когда они есть, лестницы дубликантов замедляют, ну и как что, так ресурсы падают сразу в самый низ (где дышать нечем, например).
Ещё небольшой момент: некоторые машины занимают по высоте две клетки, некоторые три, некоторые четыре. Какой потолок делать? Везде четыре и терять полезную площадь? Или в разных комнатах делать по-разному и потом иметь проблемы с расширением колонии?
Ещё раз вернёмся к тому факту, что некоторые машины в процессе активности выделяют газ или жидкость. Если в игре есть канализация и вентиляция со всеми сопутствующими трубами, кранами, сенсорами и резервуарами, то можно подумать, что побочку от машин просто нужно отправить в трубу для жидкости или газа? Не смешите меня, машины же их выделяют прямо под себя. Ну то есть туда же, где и находятся: газ в комнату, жидкость на пол. Это ужасный дизайн, который только добавляет боли игрокам. Нет совершенно никакого объяснения, почему, например, у угольного генератора нет выхода для CO
2, а у скиммера нет входа для CO
2. Особенно смешно, что у генератора даже на картинке есть выхлопная труба, а выхода, куда подключается обычная вентиляционная труба — нет. Ещё хуже с газовым генератором: у него и CO
2, и грязная вода, ему целую комнату надо делать: генератор, он стоит на дырявом полу, под полом подвал, где стоит насос для воды и насос для CO
2, всё за герметичной дверью.
Вот он, угольный генератор. Снизу ножки, сверху
ручки индикатор топлива и выхлопная труба.
А вот газовый генератор. Что где непонятно, но вроде как какие-то трубы выходят. Почему к ним напрямую коммуникации подключить нельзя — никто не знает. Вместо этого ему нужно гадить в комнату.
Спойлер
Я думаю, объяснение всему этому непотребству есть, и оно как раз в цитате сверху: в игре вид сбоку, и его как-то надо оправдывать (гравитация, одни газы тяжелее, другие легче и т.д.)
Как и в других играх с жидкостями (даже Terraria) и другими веществами в мире, состоящем из клеток, в кислороде есть то, что я называю хаками:
Спойлер
Хак (классика, фильтрация жидкости без фильтров)
Хак (вода висит в воздухе)
Хак (нет, не двери, а бесконечно циркулирующая в трубах без насоса жидкость)
Хак (фильтрация газа без фильтра)
Unusual_uses_of_Gameplay_MechanicsХаки
Самое смешное, что если в раковину подать воду с бактериями, дубликанты после мытья рук всё равно уходят чистыми и без бактерий. Это, по мнению некоторых, злоупотребление механикой, т.к. противоречит идее гигиены в игре. А вот "фильтры" жидкости и газа из квадратных блоков без подвижных частей — это типа норм.
Ink писал(а):А значит, надо строить охладительную систему, о которой сразу не подумал.
Это всё как бы намёк. На самом деле те машины, которые можно построить из меню — это только части механизма. Генератор или плавилка — это комната или даже две, со всеми агрегатами, трубами, автоматикой и даже дверями. По сути, машины, просто поставленные в коридоре — это временный вариант, от которого нужно избавляться как можно скорее. В играх типа Dwarf Fortress (и других симах колоний, естественно) можно ставить подходящие станки рядом для оптимизации. Типа камни обработал на одном станке и сразу делаешь скульптуру на станке рядом. И там это именно оптимизация, а в кислороде без этого никак. Как минимум надоест ставить насосы и трубы, если не ставить машины рядом. А не сделал охлаждение или управление давлением рядом с машиной — переделывай. Пример:
Спойлер
сама плавилка справа, а слева охлаждающий зал для неё
Кстати, можно заметить, что слева комната как в загадке: без окон без дверей. Ах да, строить это всё придётся руками с нуля, как бы говорит нам игра. Почему?
Ink писал(а):Да и вообще я базу строил как попало и мало что планировал.
Так вот, в игре
нет Copy&paste, как и режима планирования (т.е. нельзя просто нарисовать комнаты, не ставя пока задачу, чтобы просто прикинуть, влезает ли). Это делается только модами. Тут уже хаяли Rim World, мол многое в интерфейсе только модами делается. Рекомендуемые списки модов для кислорода — это смеяться и плакать. Напомню, если есть мод, значит в базовой игре такого нет. Смотрим: Blueprints (copy&paste и планирование), Steel Ladder (это стальная лестница... сделана из стали), Build Over Plants (позволяет строить над растениями: их выдернут, если нужно), No Drop (дубликанты больше не бросают все ресурсы на лестницах, если им нужно отдохнуть), Pliers (позволяет разъединять трубы), Wounded Go To Med Bed (больные идут в больничку), Autosave Drag Fix (фиксит баг игры, а вы что думали), Clean Floors (
исправляет косяки дизайнера дизайна). По-моему, ситуация хуже, чем в RW. Там, конечно, тоже есть очень нужные моды, например мод, который позволяет людям брать дополнительные ресурсы "по пути" куда-то ещё, помогая что-нибудь донести в несколько подходов (обычно быстрее, чем никак). Но хотя бы это не "если поднимаешь ресурсы со дна колодца, а там везде CO
2, и нужно подняться подышать, не стоит ронять ресурсы вниз, чтобы потом за ними опять спускаться, и повторять это до бесконечности"
Спойлер
.
Ну и классика жанра: в процессе строительства или копания дубликанты иногда себя замуровывают, и выбраться сами не могут. Вспоминается Prison Architect, где строители тоже могут себя замуровать, но проблем это не вызывает: игра понимает, что накосячила с pathingом, и просто даёт человеку
бочком бочком медленно пройти сквозь стену. При этом даже заключённые могут выйти из помещения без двери... и нет, это не считается побегом: игра сама ошиблась, сама исправила ошибку.
Чем больше смотрю на живность, на дубликантов, и даже на мебель, тем становится неприятней.
Так, как бы говорит нам игра, выглядят приспособления будущего, когда космические корабли бороздят просторы вселенной. Все грязные, кривые и косые. Ниже в абзаце про вики ещё будет интерактивный пример того, как всякая мебель выглядит.
A face only a mother could love. Вот специально под кат не буду прятать, смотрите и рыдайте.
Недавно говорили про Mindustry, где разработчик не художник ни разу, а в итоге арт получился хоть и простенький и абстрактный, но смотреть приятно. Я бы предпочёл такой же стиль вместо того, что в кислороде нарисовали. Я бы даже сказал, столько труда не понятно зачем. Ещё и короткие видео выпускают в этом же стиле. Я знаю, что это клей, и они сделали Don't Starve, где стиль похож, но там он вроде не такой убогий, да и вообще, там пустырь, трава и костёр. А в кислороде высокотехнологичные штуки. Да даже варп-двигатель в этом стиле будет больше похож на
деревянный сортир. А потом они такие, типа не получилось нарисовать всё в чистом и приятном стиле, давайте наоборот, сделаем всё гадким, нахреначим побольше штриховки и будет фирменный стиль, а чо.
На вики игры тоже не всё так гладко, как хотелось бы. С одной стороны, есть страницы про механики и гайды, которые иногда содержат просто список строений, который по большей части есть и во встроенной энциклопедии в игре. Некоторые вообще читаются как если бы про что-то вроде Dark Souls написали гайд типа "В этой игре много врагов, которые больно бьют. Будьте осторожны. Удачи!" А с другой стороны там есть страницы с секциями, где тупо формулы вывалены, ну на всякий случай, если вдруг математики в жизни не хватает:
Или там же есть готовые рецепты, например, автономный генератор кислорода, выглядит вот так:
Спойлер
Это "simple" setup, а "basic" выглядит вот так:
https://blueprintnotincluded.com/en-US/ ... 71d78275e4 (Можно потыкать в атмосферные сенсоры, чтобы увидеть примерные настройки, и в Overlay, посмотреть трубы и автоматику). На этом сайте, кстати, можно ещё мышой масштаб увеличить, чтобы насладиться, так сказать, всеми прелестями арта. Именно так всё в игре и выглядит, кроме фона с пузырьками газа (хотя и без меня можно было понять: круги-то там выглядят как круги, а не как угловатые каракули).
Если всё это кажется простым, то вспомните, что это только небольшая часть колонии, а ещё она должна быть построена дубликантами, которые постоянно отвлекаются на поесть, поспать,
подышать, поумирать. Если всё ещё кажется, то может лучше вернуться к проектированию своих экспериментальных термоядерных реакторов,
построенных внутри астероида? А то работа стоит, а он сидит в игрушки играет.