Итак, чем же нам может запомниться 2020 год? Да кучей вещей, хороших и плохих, но этот пост про эпоху флеша. Хоть флеш и останется навеки в наших сердцах, на могиле у него конкретная дата — 31 декабря 2020. После этой даты он больше поддерживаться не будет. Правда, он перестал работать во многих браузерах ещё задолго до этого. Но, с другой стороны, он всегда работал локально (для запуска файлов .swf), и этот способ поиграть в любимую игру из 2000-х или 2010-х будет работать ещё долго. Кстати, про любимые игры на флеше. Они уже считаются ретро или ещё нет?
Не очень много упоминаний таких игр было на форуме (хотя я помню Diamond Hollow, например). Но это совсем не означает, что в них никто не играл. В подтверждение представляю игру, в которую я зависаю в последнее время: GemCraft (точнее, в главу 2: Chasing Shadows).
По-моему эту игру в жанре tower defence видели все, кто вообще в интернет вылазил в последние 20 лет. Хотя эта конкретная игра есть и на стиме, я так понимаю, что это просто уже существующий .swf со своим плеером. Весит чуть меньше 100 мб, так что в тему вполне вписывается.
Вполне возможно, игры серии GemCraft — самые навороченные игры своего жанра, и всего их вышло аж пять штук. Хоть это и не рекорд (на ум приходит серия Bloons TD, в которой 6 игр), но всё равно, за столько игр было добавлена куча механик. Вот на них и взглянем.
Игра начинается с карты, которая состоит из шестиугольных клеток, а те, в свою очередь, содержат поля (т.е. уровни). Уровни бывают разных типов, на данный момент я видел 5: обычные, обычные с руинами, с башней волшебника, с книжной палатой и поле видения. Руины обычно означают, что на поле есть какой-то артефакт с интересным эффектом, башню волшебника нужно успеть обезвредить до последней волны монстров, из палаты каким-то образом добыть книгу, а на поле видения нужно как бы решить стратегическую головоломку. Там все условия контролируются, и прокачка не поможет — нужно показать свой собственный скилл в игре.
Сама игра выглядит привычно для tower defence. Есть монстры и есть башни. Помимо башен можно строить стены, ловушки и усилители. В башни, ловушки и усилители можно поместить самоцвет. Можно также превратить самоцвет в бомбу и сбросить на монстров.
На скрине видны 6 действий из правого сайдбара: стена, башня, усилитель, бомба, ловушка, слияние самоцветов.
На поле помимо полезных строений типа башен и ловушек могут быть и не очень полезные, типа заброшенных домов и сундуков. Открыть их можно с помощью бомб или постреляв в них. После этого из них можно будет достать немного ресурсов или даже самоцветы. Также на поле бывают откровенно вредные строения, типа башен, которые добавляют брони монстрам или запрещают строить вокруг себя. Их также можно и нужно разрушить. Из них ничего не выпадает, но их отсутствие само по себе хорошо (ну и опыт дают за разрушение).
Монстры на поле прибывают волнами. Каждая волна состоит из определённого количества одинаковых монстров. Волны также можно призвать раньше, чем это сделает таймер, и за это дадут бонус. Ещё на камень волны в интерфейсе можно сбросить бомбу, что разозлит монстров и даст им больше здоровья/брони (а ещё в волне будет больше монстров... видимо они от злости размножаются).
Основных типов монстров три: мелкие, средние и большие. По традиции, размер соответствует здоровью (чем больше, тем здоровее) и скорости (чем больше, тем медленней). У монстров могут также быть модификаторы, которые добавляют им здоровья, скорости, брони и прочих сложностей для игрока.
Есть ещё летающие монстры, и они могут пролетать сквозь препятствия! Объяснить это легко — они призраки. Труднее объяснить то, что некоторые могут похищать самоцветы с поля боя или даже двигаться, когда игра на паузе (жуть). Но такие враги появляются не часто, что радует. А не радует то, что появляются на поле они случайно, т.к. к остальным монстрам они отношения не имеют и не прибывают волнами. Есть один характерный, но не супер заметный признак, по которому можно предсказать их появление, но только уже во время боя. Что это за характерный признак — игра сама расскажет.
Самоцветов есть 9 цветов, каждый цвет имеет свою особенность. Например, оранжевый вытягивает из монстров ману, синий их замедляет, а зелёный — отравляет. Также можно цвета комбинировать, от этого особенности, присущие цветам, слабеют, но за счёт этого повышается сила атаки. При комбинировании двух самоцветов первого уровня в итоге получается самоцвет второго уровня и т.д. Воспользоваться всеми возможными цветами изначально нельзя — разрешённые типы зависят от поля (и от найденных умений, о них будет ниже). Как можно заметить на скрине, на данном поле разрешены только 6 цветов. В стакане виден пример самоцветов всех этих цветов, все они третьего уровня. Справа от стакана есть индикатор, который подсказывает, на самоцвет какого уровня сейчас хватает маны.
Есть мана, она хранится в
омуте пуле маны. У пула есть свой уровень. Раньше, как помню, для того, чтобы этот уровень поднять, нужно было тратить ману. В Chasing Shadows нужно просто подождать, пока маны станет побольше, и тогда уровень пула повысится на весь оставшийся бой. От уровня зависит регенерация, например, так что чем выше уровень, тем лучше. Логично. Мана тратится на создание самоцветов и на все действия, которые находятся вверху сайдбара (т.е. вся стройка и даже объединение самоцветов). Технически, бросать бомбы не стоит маны, но есть возможность создавать самоцветы и сразу же их бросать, так что тоже считается.
В игре есть заклинания, которые не зависят от маны, а заряжаются со временем. Их два типа: первый действует на монстров (например, временно создаёт трудности с передвижением), а второй — на самоцветы (например, временно добавляет им мощи). Конкретно заклинания я называть не буду, лучше уж их найти в игре (в книгах, которые нужно достать из палат) и самому попробовать.
У игрока есть уровень, который повышается за счёт очков опыта. Каждый уровень даёт 7 очков умений, которые можно потратить на умения, или их можно оставить в запасе. Этот запас влияет на количество маны, которое даётся в самом начале битв. На скрине видно, что некоторые умения скрыты. Это потому что их нужно ещё найти, опять в книгах. В самом начале игры умений совсем нет (как впрочем и очков для их прокачки).
Очки умений также можно получить за ачивки, выполняя различные испытания в игре. Ачивок больше 400, большинство дают одно очко, но иногда бывают и 2 или 3. Такое количество ачивок позволяет развернуться как разработчикам, так и игроку: испытания есть совершенно разнообразные, все их получить за пару боёв (или пару десятков боёв), естественно, не получится, так что в итоге такого запаса должно легко хватить на всю игру.
Помимо прокачки за очки умений, есть ещё и прокачка посредством талисмана. Талисман сборный, состоит из 15 кусочков. Кусочки бывают трёх видов, каждого вида можно добавить только 5 штук. У кусочков есть редкость. От неё зависит, столько различных показателей этот кусочек может улучшить. Я сказал "может" потому что у кусочков тоже есть уровень, и их тоже нужно прокачивать, чтобы они могли потом прокачать игрока. Yo dawg и т.д.
В основном это всё, но я не упоминал ещё различные способы повышать сложность и получать больше опыта с боёв. Да и у упомянутого ещё есть всякие статы и хитрые особенности, которые можно будет увидеть в игре. Но в итоге, хоть и есть в игре куча интересных механик и даже какой-то сюжет, получилась она с упором прокачку. Не стоит рассчитывать пройти её за день или два.