Увидев логотип Square, сразу же захотелось сказать, что необычно видеть RPG на SNES от этой компании, но при этом не одну из финалок и не Chrono Trigger. Но обзоры их игр в разделе уже есть, и это Live-a-Live, с которой и начался раздел, и Treasure Hunter G.
Однажды давно я уже пробовал Romancing SaGa 3, но она в оригинале на японском, поэтому далеко я в ней пройти не смог, а на gamefaqs ходить не хотелось, чтобы случайно не заспойлерить себе какое-нибудь интересное событие в игре. С тех пор я запомнил, что бродить в этой игре есть где, и что когда попадаешь к кому-то в сон, то монстры слишком сильные, а выйти уже нельзя, пока подземелье не пройдёшь (но вообще это не смертельно, т.к. можно на этих же монстрах и прокачаться, проблема скорее в том, что не понятно, куда идти и как).
На тот момент лучшим доступным переводом был только незаконченный от Mana Sword, про который говорят, что самым слабое место у него — это как раз сам перевод, поэтому я им решил тогда не пользоваться. Но в 2014 году незаметно вышел полный перевод от Traducciones Magno и там было всё: перевод диалогов, меню, вещей и титров, перевод мини-игр про бизнес и сражения, красивый шрифт и даже согласование родов. Поэтому сейчас будет необычное — скрины с переводом не на английский, а на испанский. И ещё гифки, чтобы вместить больше скринов в одну картинку. Я просто слишком много тыкал в F9, и теперь у меня лежит тысячи две скринов.
* Затмение Смерти * Каждые 300 лет Звезда Смерти затмевает собой солнце и вся новорождённая жизнь исчезает с лица земли... Ни животные, ни растения, ни люди, ни даже монстры не могут избежать этой ужасной участи... Но однажды один ребёнок выжил. Зачарованный могуществом смерти, мальчик вырос и стал Королём Демоном, владыкой и господином всей земли. Этот Король Демон открыл Портал Бездны и освободил всех Властителей Зла, которые там обитали. Но однажды он внезапно исчез, и всем миром стали править 4 Властелина Зла.
В прошлый раз игра копипастила звёздный путь, а сейчас копипастит звёздные войны?
300 лет спустя Затмение Смерти снова окрасило мир опустошением, и снова выжил один ребёнок. Но в этот раз мальчик отверг могущество смерти, вырос и стал Священным Королём. С помощью отважных воинов он смог вновь заточить Властителей Зла в Портале Бездны и запечатал Портал. Прошли ещё 300 лет после эры Священного Короля, и сейчас исполняется десять лет как произошло последнее Затмение Смерти. Весь мир ожидает в страхе и надежде появления нового ребёнка, который сможет вершить судьбу земли... станет ли он Королём Демоном или может Священным Королём?
Вот такое вот интро, где рассказывается предыстория. Достаточно коротко про такое глобальное явление, которое в этом мире убивает кучу людей и существ и создаёт то королей-демонов, то королей-святых.
Арт
Стиль, безусловно, похож на другие игры Square. Много природы и "исторической" архитектуры, что логично, учитывая сюжет. В основном локации не сильно колоритные: города, подземелья, замки и их руины, пещеры и колодцы, лес. Но бывают и интересные локации, типа Священной Башни, острова-подлодки, нескольких важных подземелий, пары тайных городов, чужого сна (к сожалению, внешне он похож на обычный замок). Всё прорисовано хорошо, могу только пожаловаться, что нет какого-нибудь совсем сюрреалистичного места.
Персонажи
По традиции, сначала нужно выбрать главного персонажа.
На выбор есть 8 стартовых персонажей (где-то это я уже недавно видел), 4 мужского пола и 4 женского (точно видел!), у которых свои истории, но которых можно объединить в команде (переработка идей!!111один ).
Дальше нужно выбрать профессию персонажа: охотник,
Следом идёт выбор предпочитаемого оружия: он добавляет всего одно очко к выбранному скиллу, а если выбрать Nada (ничего), то очко идёт в один из видов магии (уже определённый для каждого персонажа, как я понял).
Я вот, как видно на скринах, выбрал самого первого персонажа, Хулиана. Что поделать, это испанский — в английском варианте его зовут Джулиан. Остальные стартовые персонажи всё равно могут быть приняты в команду по ходу игры. Ещё есть персонажи, которых выбрать изначально нельзя, но можно найти в каком-нибудь определённом месте и тоже взять в команду. Одну из таких персонажей зовут Милёха. Хотя... Она скорее сама находит, сама присоединяется и обитает в случайном городе. И зовут её Татьяна.
Где бы могла быть Татьяна? Говорят, у Ласаевых дочь убежала из дома. Меня зовут Алекс Ласаев. Я очень беспокоюсь о моей младшей сестре Татьяне.
Чтобы её не спалили, она отказывается входить в Либроф, а ещё не говорит своё настоящее имя. Первый раз, когда я её встретил, она назвалась Milhoja (Мильоха). Вообще, мильоха — это такое слоёное пирожное, типа мильфёя. Они и переводятся буквально также: 🇫🇷 mille feuille = 🇪🇸 mil hoja = 🇷🇺 тысяча слоёв.
Когда она в первый раз присоединяется к команде, она ещё задумывается, какое бы имя сказать. Но дальше всё идет по накатанной, и каждый раз она придумывает что-то новое.
А! Меня зовут... это... эм... Хехе! Я тебя поймала! Я Бавария, вот так меня зовут. Хехе! Я тебя поймала! Я Тартуфа, вот так меня зовут.
🇪🇸 Baviera = 🇷🇺 Бавария
Вообще, в игре достаточно церемонный способ убирать персонажей из команды: нужно зайти в паб и поговорить с барменом, там в меню будет такой пункт. Вспоминаются игры, где нужно посещать священников, чтобы лечиться.
Ну так вот, выгнать Милёху из команды так просто нельзя, они с барменом просто пялятся друг на друга какое-то время, а потом она возвращается обратно в команду (здесь должна быть шутка про то, как ей отказывают в обслуживании из-за возраста). Но стоит зайти в Либроф, и тогда она сама убежит. Таймеров в игре нет, так что подобное "путешествие" ни на что не влияет, но иногда мне всё равно было лень идти в Либроф, поэтому в итоге она у меня в команде постоянно.
Всего в команду можно взять 6 персонажей, дальше персонажи будут отказываться, что логично. Если встретить Милёху, когда в команде уже 6 персонажей, то она присоединиться не сможет. Ха!
Чё шляешься с таким странным народом!?
Механика
Выше уже есть скрины со статами персонажей: физическая защита, защита от магии, очки здоровья (PS) и очки жизни (PV), очки техники, очки магии, сила, ability, ловкость, resistence, интеллект, сила воли, харизма.
Теперь вопрос: чего не хватает на скринах со статами персонажей? Что есть во всех других JRPG, а иногда и называется "RPG-элементами"? Спойлер
Отсюда отсутствие больших и ожидаемых левел-апов. Даже прокачки силы, ловкости и т.п. в игре нет: все "классические" начальные статы (сила, ловкость и т.д.) неизменны, хотя некоторая снаряга может добавить пару очков, и ещё есть баффы на время боя. Но есть прокачка умений обращаться с оружием и разных типов магии — то, что используется, то и прокачивается, поэтому проблемы с перепрофилированием персонажей нет, но вроде как разные персонажи с разной скорость учат разные типы оружия и конкретные техники. Но вообще почти в каждом бою кто-нибудь из команды обязательно прокачивает одно-два умения или повышает максимум здоровья или очков техники (редко магии). Может быть, это даже веселее привычного процесса прокачки в других JRPG.
Кстати, про повышение максимума очков здоровья. Уровень команды для различных формул в игре вычисляется на основе прироста макс. здоровья у персонажей: кто больше прирастил, здоровье того персонажа и будет браться для расчёта. По крайней мере, так написано в одном из гайдов. Звучит вообще логично, т.к. макс. здоровье растёт практически линейно.
Очки техники, как можно догадаться, используются для всяких... техник. А очки магии — для заклинаний. О тех и о других будет ниже. Корона рядом со счётчиком означает, что
Здоровье работает как и везде, а вот жизнь — стат поинтересней. Каждый раз, когда персонажа убивают на поле боя (здоровье = 0), он лишается 1 очка жизни. Его можно легко оживить, просто вылечив, но при оживлении у него восстановится только 1 очко здоровья (то есть лучше лечить сразу двумя персонажами: первый оживит, второй дальше подлечит). Если же персонаж лишился всего здоровья и лежит в отключке, а его атакует враг, то он лишается ещё одного очка жизни независимо от потенциального урона здоровью. В игре также есть заклинания и враги, которые целенаправленно наносят урон жизни (опять же, по 1 очку), игнорируя здоровье. Чем это опасно? Когда вся жизнь заканчивается, персонаж покидает команду и его обычно нужно искать в том же месте, где он и присоединился изначально (т.е. не всё так печально, но всё равно, посреди подземелий терять персонажей не рекомендую). Но если очки жизни кончатся у главного героя, то игра просто заканчивается, и приходится продолжать с сейва. У стартовых персонажей по 10 очков жизни, у большинства тех, которых можно взять к себе в команду — тоже где-то в районе 10, но есть и исключения: например, слон с целыми 36 и вампир с 0 (его могут убить только до конца текущего боя).
Очень удобно, что здоровье восстанавливается после каждого боя само собой. Но жизнь уже нужно лечить: либо соответствующим зельем, либо в гостинице (платно, 210 золота за 6 персон). Отсюда самый удобный вариант прокачки: свободная комната в замке (как бесплатная гостиница) и подземелье с монстрами в крыле напротив.
Ещё ночью в гостиницах иногда происходят события для продвижения квестов, но не часто.
Можно брать в бой сразу несколько орудий и щит. Всего для таких вещей, которые можно активно использовать (не только для оружия и щита, но и для зелий и магических одноразовых вещей), есть 4 слота, и 4 слота для брони/одежды/обуви/амулетов. Всего команде можно носить с собой 4 экрана по 8 предметов (32), обычно помогает рассовать лишнее по карманам персонажей, но вообще в игре ещё есть склад с филиалами в нескольких городах.
Есть в игре ещё один интересный скрытый стат: жадность. Он есть у каждого персонажа, и некоторые квесты не получится взять, если он слишком высок. У Моники (между прочим, она сестра маркиза... принцесса, короче) самая низкая жадность — всего 1. У других стартовых персонажей почти у всех 7, у Арида — 14, а вообще жадность в игре может быть от 0 до 15. Если спрашивать про вознаграждение или торговаться, то жадность повышается, а если не интересоваться деньгами, то понижается. Если добраться до 15, то персонажи будут автоматически спрашивать про деньги, и обратного пути уже не будет и некоторые квесты пройти не получится.
Ещё в главном меню есть список событий, чтобы знать, какие квесты в процессе. Но этот список совсем простой, всё-таки это SNES — просто однострочные описания квестов, никакой дополнительной информации.
Магазины
Почти в каждом дружелюбном месте на карте (т.е. не в подземельях) есть свой магазин. Магазины, как водится, бывают двух видов: с зельями и с оружием/бронёй. Ассортимент в магазинах не меняется, всегда одни и те же предметы.
Но в Пидоне есть мастерская, в которой можно и нужно заказывать новую снарягу, и иногда для этого требуется какой-нибудь другой предмет. Например, для секиры Франциска нужно в мастерскую принести обычный топор. Здесь и может пригодиться склад. После того, как мастера изготовят что-то новое (на это уходит какое-то время), первый экземпляр они отдают бесплатно, остальные можно будет купить в магазине над мастерской. И этот магазин — единственный, в котором ассортимент меняется за всю игру. А мастерская — единственный способ крафтить полезные вещи Спойлер
Сначала денег на покупку маловато: враги дают в районе десятков монет, боссы — в районе нескольких сотен монет, а хорошая снаряга стоит в районе 3500-5000 за штуку, например. Во второй половине игры обычные враги уже могут давать несколько сотен монет, но и 9999 в качестве цены можно встретить. Продавать же снарягу в магазинах можно, но за неё дают только половину цены, да и есть некоторый шанс продать что-нибудь нужное для мастерской.
Накопить на что-то реально мощное в самом начале игры можно, но трудно. А вот в середине-конце легко получить 10к денег и взять карту в банке. Банк — это не отдельное здание в городе, просто в некоторых магазинах (в крупных городах) стоит старикан и объясняет, что в кошель влезает только 10000, а всё остальное идёт к ним в банк. Так вот, карта позволяет снимать наличку, типа если меньше 10к осталось, то можно подойти к одному из таких вот банкиров, и он добавит кэша. Ещё получается, что если карман полон, то деньги из врагов туда положить нельзя, так что бегать по подземельям с 10к не очень выгодно. Но при этом в магазинах продавать снарягу можно — излишек пойдёт прямо в банк.
Враги
Рандомных боёв нет (ура!), враги видны на карте и от них можно убежать. Но если наткнуться на врага с разбегу, бой начинается с его хода. Хотя при таком раскладе всё ещё разрешается покинуть бой до того, как у врага будет шанс нанести урон персонажам. От некоторых врагов, правда, убежать нельзя: например, от врагов и боссов, которые стоят на карте в ключевых местах и перегораживают путь, т.к. на них наткнуться можно только нарочно.
Вот, например, один из таких статичных врагов. Он только на месте вертится, и не может двигаться. При этом его можно даже касаться, но бой всё равно не начнётся, пока игрок сам не захочет и не нажмёт кнопку (но это скорее исключение — обычно статичные враги нападают при касании).
На скринах видны враги в подземельях. Обычно они выглядят примерно одинаково до боя, а во время боя их уже можно нормально рассмотреть. Чел на льдине походу из Кулака Полярной звезды сбежал — заметно, насколько иной дизайн у этого врага на карте.
Враги в своих подземельях имеют определённый уровень, с которого они начинают. При повышении уровня команды, враги в подземельях меняются на более сильных, так что качаться теоретически можно в любом удобном подземелье. На практике на gamefaqs рекомендуют качаться на более сильных врагах, "чем больнее персонажей бьют, тем быстрее те учат новые техники". Так что в общем процесс прокачки не сильно отличается от обычных JRPG: нападай на врагов несколькими уровнями выше своего и больше опыта получишь.
Иногда после того, как босс подземелья побеждён, монстры оттуда исчезают, что позволяет дойти до выхода не отвлекаясь на бои.
Карта
Смеркалось...
Изначально мест на карте совсем немного, но они открываются с помощью квестов, разговоров с конкретными НИПами и после путешествий (т.е. если куда-нибудь один раз попасть, то на карте уже появится новая отметка). Путешествие на кораблях — самый простой способ путешествовать и открывать новые места.
Формации
Одно из самых заметных и важных отличий Romancing SaGa 3 от других JRPG своего времени — разные виды боевого строя. От выбранной формации зависят некоторые статы команды, бафф на время боя и доступные мульти-техники (о них позже). Некоторые из этих формаций можно узнать только от определённых персонажей, если взять их в команду.
Формации для <5 человек достаточно ограничены и не очень интересны.
Можно переставлять персонажей местами с помощью курсора.
А вот для 5 персонажей уже есть самые интересные формации.
А как же формации для шести персонажей? Ведь именно столько может быть в команде! Верно, но только пять из них будут на экране битвы, и здесь как раз и кроется ещё одна особенность игры. Если оставить своего главного персонажа на скамье запасных (самое дальнее от врагов место), то внезапно бои будут проходить не в обычном режиме "выбери действие для каждого персонажа", а в режиме
Этот режим
Лечится не очень много, но зато всем, и негативные эффекты тоже (пропадающее у Милёхи сердечко над головой — это статус charmed). Видно, что, как уже было сказано, персонажу в отключке добавляется всего 1 очко здоровья.
Техника и мульти-техника
Новые техники можно выучить, просто используя оружие. Тогда у персонажа над головой вспыхнет лампочка и он продемонстрирует новую технику. Иногда для открытия новой техники нужно использовать не просто оружие, а определённую технику этого оружия. Техниками нужно овладевать, используя их в бою, и тогда они станут доступны и для остальных персонажей, а если убрать ещё не полностью освоенную технику из списка, то она пропадёт, и её нужно будет получать заново. Техник у каждого персонажа одновременно может быть всего 8. Однако если кто-нибудь в бою выдумает новую технику, она в этот момент будет использована, хоть в список она попасть и не сможет.
Перед выполнением техники нужно обязательно назвать её вслух, иначе удар не будет засчитан.
Как обычно, у врагов тоже есть интересные приёмы. Надо сказать, что некоторые из них похожи на те, которыми пользуются играбельные персонажи, и даже названия техник могут быть одинаковыми, но, как правило, даже при таком раскладе урон рассчитывается по несколько иным коэффициентам.
А вот это то, что и отличает эту игру от других игр этого жанра своего времени. Да, в Chrono Trigger уже были мульти-техники, но если там на экране могли находиться только 3 персонажа, то здесь их 5, и все они могут выполнить мульти-технику. Как уже было сказано, доступные мульти-техники зависят от формации, но также и от умений персонажей на различных местах. Например, одни должны владеть конкретным типом магии, другие — просто владеть магией, хоть какой-нибудь. Выучить новые мульти-техники тоже можно, там так же загорается лампочка, уже над несколькими персонажами.
Слева показана техника для трёх персонажей, справа — для всех пяти. И для четырёх, и для пяти персонажей мульти-техник достаточно, а здесь показана одна из самых лёгких в получении и нетребовательных к умениям (это же просто поочерёдное
Не нашёл в игре никакого списка мульти-техник, который бы был доступен игроку (типа как список обычных техник), но, судя по сообщениям после некоторых боёв, мульти-техниками тоже нужно овладевать. Может быть, если переставить персонажей или сменить формацию, то новые мульти-техники могут пропасть, если ими ещё не овладели? Списки требований и эффективности мульти-техник можно найти на gamefaqs, но интереснее сначала самому выучить некоторые. В любом случае, самые сильные из них можно найти в книгах, которые спрятаны (в сундуках) в важных подземельях.
Враги тоже могут использовать мульти-техники, как на скрине выше. Начинается как X-Attack, но потом ещё один волк прыгает сверху на персонажа и типа причиняет очумелый урон, прям как в
Магия
Кроме оружия и брони в игре покупается ещё и магия. Иногда в городах попадаются маги, которые обычно живут просто у себя дома, без всякой вывески (но есть и исключения), и продают всем желающим магию одного-двух типов, а иногда и трёх. Магия учится/покупается сугубо индивидуально, для конкретного персонажа, и передать заклинание от одного другому нельзя. Также нельзя заклинания продать обратно.
Магия бывает шести видов: Луна-Солнце и Огонь-Вода-Воздух-Земля. Каждый персонаж может взять максимум два типа магии, по одному из каждой группы. По-другому никак, огонь с водой будет типа конфликтовать и т.д. Если же передумать и выбрать не огонь, а воду (например), то все ранее купленные заклинания огня пропадут. No refunds! Но при попытке это сделать всё-таки будет предупреждающее окно с подтверждением.
В основном, магия сосёт. Из недостатков, например: если у персонажа была корона у очков техники и не было заклинаний (что означает также 0 очков магии), то если купить какое-нибудь заклинание, это добавит всего 5 очков магии, но уберёт корону от очков техники. Пока не известны нужные формации и типы магии для самых сильных мульти-заклинаний в игре, и не определены конечный состав команды и конкретный план на прохождение игры (например, потому что до самых главных боссов ещё далеко) — можно просто докупать заклинания тем персонажам, которые уже могут в магию.
У таких персонажей уже есть и прилично очков магии (а не 0 или всего 5), и прокачан стат (хотя бы 10 очков). Пример на скрине выше: человек-зойдберг Бостон.
Но заклинания могут пригодиться не только благодаря своим очевидным эффектам: в игре есть регенерация в зависимости от элементов на поле боя, при этом регенерировать могут и свои, и враги. Поэтому использование магии ещё может быть стратегическим решением (например, красный дракон получает мало урона от обычного
Нужно сказать, что заклинаний в игре не так уж и много, но те, которые есть, хорошо растут, если прокачивать магию. Нет такого, что одно и то же действие имеет три уровня типа Cure, Cura,
Про другие интересности и сюжет будет в следующий раз.