На консолях выходит достаточно мало стратегий, по сравнению с ПК. Оно и понятно, играть в них на джойстике очень не удобно, а мышь превосходно для этого подходит. Такая же история с файтингами. Только здесь уже обделили ПК, на консолях можно найти много отличного мордобоя – но сейчас не о нем.
Первая стратегическая игра, которая попала ко мне в руки, была Dune - The Battle for Arrakis на Sega Mega Drive. Второй была игра под названием Herzog Zwei. Когда я обзавелся компьютером, я познакомился с такой замечательной игрой как Heroes of Might and Magic III. Здесь я узнал жанр: пошаговая стратегия (Turn-based). Предыдущие игры были стратегиями реального времени (Real-time).
Ну, хорошо, в стратегии реального времени играть на джойстике не удобно, но в пошаговые – очень комфортно. Почему я их не встречал – не понятно. Хотя New World Computing в 1991 году портировали свою пошаговую стратегию King’s Bounty на Commodore Amiga и Sega Genesis, правда, в несколько облегчённом варианте. Больше пошаговых стратегий на своей приставке Sega я не видел.
Недавно я познакомился с одной хорошей пошаговой стратегией для Game Boy Advance, о ней я и хотел бы рассказать.
[GBA] Advance Wars
В этой игре мы управляем отрядами войск. Выглядят они как игрушечные - такие маленькие солдатики и танчики. Игра сразу притягивает, хочется разобраться, что и как. Иначе и не выйдет, т.к. сначала нам придется пройти больше 10-и обучающих миссий (Field Training), после чего откроется доступ к кампании (Campaign). В первой же тренировочной миссии мы знакомимся с очаровательной блондинкой Nell, которая и будет помогать нам в обучении. В конце тренировки и по мере прохождения кампании мы начнем знакомство с командирами: Andy, Max и Sami. Так же мы познакомимся с вражескими командирами. У каждого командира есть своя специальная способность. Например: отремонтировать или добавить скорости юнитам; вызвать зиму или цунами.
Раз это пошаговая стратегия, то должно быть понятно, что ходим мы по очереди (1 ход – 1 день). Стычки между войсками исполняются в виде анимационной перестрелки – смотрится это классно. В основном цель миссии это уничтожить противника/захватить столицу (главное здание). Еще попадаются миссии где нужно захватить определенное кол-во строений, не потерять какую либо боевую единицу и т.д.
Оружие и превосходство различных видов техники. У каждого вида войска может быть 1 или 2 вида оружия. Каждое оружие может наносить максимальный урон (обозначается кругом), минимальный урон (обозначается треугольником) или вообще не применятся.
Например. Легкая пехота (Infantry) – вооружен обычным автоматом (Machine Gun). Хорошо применять против других солдат. Плохо (но иногда и деваться то некуда) применяется против наземной бронированной техники. Плохо применяется против вертолетов. На этом все – это значит, что в самолет или корабль мы стрельнуть вообще не сможем. По сравнению с легкой пехотой - у тяжелой пехоты (Mech) есть базука (ну и автомат, конечно же, тоже). Базука как раз хороша против наземной бронированной техники. На танке (Tank) все тот же автомат и пушка – хорошо пробивает броню, против кораблей и подводных лодок мало эффективно, самолет мы даже не поцарапаем (его в списке нет). ПВО (Missiles) снабжена ракетами воздушного действия – отличное средство против вертолетов и самолетов. С другой стороны ничего не сможет сделать даже с одним пехотинцем (ну не знаю, была бы хоть возможность задавить его что ли ). Думаю, взглянув на скриншоты – все будет ясно.
Обратите внимание, что оружие не бесконечное (кроме Machine Gun). Около каждого подписано сколько раз мы сможем им воспользоваться (например: Bazooka 3/3). После этого (да и в принципе в любое время), нам нужно пополнить боезапас. Сделать это можно у APC – средство, транспортирующее пехоту, боеприпасы, топливо и провизию. Так же пополнить все необходимое можно в зданиях – об этом немного позже. Провизия/топливо обозначается канистрой и подписано как Gas. Также чуть выше можно увидеть радиус обзора (Vision) и дальность передвижения (Move). Заметьте, что значки передвижения разные: ботинки, базука (видимо намек на тяжелую амуницию), гусеницы, колеса. Это не просто так. Здесь роль играет местность, по которой движется ваша армия. К примеру, на колесах передвигаться по лесу медленнее, чем на гусеничном ходу.
Местность и рельеф.
Как вы, наверное, уже начали догадываться, все эти дороги и леса не просто для красоты. Все это влияет на передвижение и оборонительную позицию (Defensive). Выбор позиции может сыграть в вашу пользу. Информацию о местности можно получить при помощи кнопки R. Давайте взглянем, к примеру, на дорогу и лес.
Для начала взглянем на позицию (Def). На дороге нет укрытия (звезд 0/5). В лесу можно чувствовать себя в большей безопасности (звезд 2/5).
Дальше штрафы передвижения. На дороге любой юнит будет тратить 1 очко передвижения. В лесу техника на колесах будет передвигаться намного хуже.
Пехота может проходить через горы, получая тактическое преимущество. Корабли могут укрываться в рифах. Воздушная техника полностью игнорирует местность (что в принципе логично), и на передвижение не влияет, и укрыться нельзя.
Тактика может совсем поменяться в тех миссиях, где есть туман войны. Приходится разведывать территории. С туманом очень выгодные позиции в лесах т.к. в них технику не обнаружить, если не подъехать в плотную, и при этом атаковать можно будет только на следующий ход.
Города и базы. Города могут давать: топливо, боеприпасы, лечить и даже пополнять армию (но не больше максимума – 10). Тем самым они являются очень важными стратегическими точками. Просто оставьте отряд в городе под конец дня, и в начале следующего получаете пополнение. Базы производят технику. Еще есть, типо, главное здание (столица). Все эти строения можно как захватить - так и потерять (захватив/потеряв столицу – победа/поражение).
Захватывать (Capture) строения может только пехота. Например, у города 20 очков (Cap20). Один юнит за день отнимает 1 очко. Если у меня в отряде 10 солдат - я захвачу город за 2 дня (как на скриншоте), если 7 солдат – за 3 дня, если 5 солдат – за 4 дня и т.д.
Ну думаю все! Качайте и играйте!
Любителям стратегий очень рекомендую. Особенно круто таскать игру при себе – к примеру, обладателям гейм боя, или его эмуляции (Смартфон, PSP и прочее)